Сайт Паньковых

Pankovs' site

Главная

История

География

Этимология
Родословные
Знаменитости
Фотографии
Ссылки
Автор
 

Знаменитости -> Архитектор П.Я.Паньков.

Губернский архитектор
Петр Яковлевич Паньков, г. Ярославль.


Архитектор П.Я.Паньков

Здание бывшего Епархиального училища
(фото В.В.Панькова, 2006)

В начале XIX столетия наиболее значительные сооружения в Ярославле возводились по индивидуальным проектам. И автором многих из них был местный архитектор Петр Яковлевич Паньков. Специльного образования П.Я. Паньков не имел, лишь в 1819 году представил в Академию художеств свои проекты и получил звание художника-архитектора. Многие постройки Ярославля в первые три десятилетия XIX столетия - в период зрелого классицизма — возводились по его чертежам. Главнейшие из них: новый гостиный двор (1813-1818), дом Горяинова (1818), дом губернатора (1819-1820), Мытный рынок (1820—1823), городской театр (1820), фасады Демидовского лицея (1825). Не все эти сооружения сохранились до наших дней. Дом губернатора и городской театр в дальнейшем были перестроены, Мытный рынок и Демидовский лицей — разобраны.

В течение 19 лет (1823— 1842) П.Я. Паньков был ярославским губернским архитектором и выполнил много проектов для уездных городов (Ростов, Рыбинск, Пошехонье и др.). Свободная трактовка классического ордера была отличительной чертой многих русских зодчих, а в данном случае, благодаря художественной интуиции П.Я. Панькова, придала его постройкам своеобразие, индивидуальность.

Самой значительной из сохранившихся построек Панькова является новый гостиный двор. Ансамбль гостиного двора строился пять лет и первоначально состоял из трех зданий: двух боковых корпусов и центральной ротонды. Боковые корпуса нового гостиного двора представляли собой замкнутые кварталы, застроенные торговыми помещениями с открытой галереей-колоннадой по всему периметру улиц. Центральный павильон в виде полуовала также окружен колоннадой с дополнительным портиком на главном фасаде, расположенном по оси одной из центральных улиц посада, выходившей к бывшей усадьбе дворца наместника (к этому времени уже разобранного) и ориентированной на церковь Ильи Пророка.

Эта новая композиционная ось в дополнение к двум лучевым направлениям улиц, расходившихся от Ильинской площади, получила свое развитие при строительстве Паньковым Мытного рынка, который размещался на месте дворца наместника. В застройке рынка (также имевшего по периметру колоннаду) по центральной оси был оставлен просвет, визуально связывающий ротонду гостиного двора с главной доминантой центральной площади - церковью Ильи Пророка . Эта композиция свидетельствует о широком градостроительном мышлении П.Я. Панькова, свойственном высокому классицизму. К сожалению, в дальнейшем она была утрачена.

Интересна и своеобразна архитектура и самого гостиного двора. Шестиколонный портик ротонды завершается невысоким, несколько необычных пропорций фронтоном с гладким тимпаном, над которым возвышается приплюснутый купол с легким ажурным завершением. Пропорции колонн ионического ордера далеки от канона — они очень приземисты и широко расставлены. Для избежания монотонности на протяженном боковом корпусе автор устраивает на углах здания пилоны-арки и двухэтажный ризалит в центральной части с рустованной аркадой по первому этажу и крупным оконным проемом в виде сегмента — на втором. Аналогично был оформлен и южный боковой корпус, но он имел колоннаду тосканского ордера, что, очевидно, явилось следствием его переделки пос­ ле пожаров. В композиции епархиального училища чувствуется определенное сходство с фасадом здания Сената и Синода в Петербурге архитектора Росси, в котором так­же одинаковые портики на главном фасаде и на скругленном углу, ступенчатые аттики с лепниной, рустованный первый этаж и т. д.

Еще одно интересное сооружение П. Я. Панькова — усадьба дома губернатора (Волжская набережная, 23) была возведена в 1820 году. Первоначально усадьба состояла из трехэтажного центрального корпуса с колоннадой и бельведером, двух боковых флигелей, большого сада, выходящего на Ильинскую площадь, и ограды с воротами, украшенными скульптурными львами. Главный корпус имел на дворовом фасаде дугообразный пандус, спускающийся в сад. Напротив дома на откосе Волжской набережной была устроена беседка-грот с террасой и спусками к Волге. В 1866 году усадьба подверглась кардинальной перестройке и получила декоративное оформление в духе поздней классики с насыщенным измельченным штукатурным декором . Тогда же были утрачены северный флигель, ворота со львами, переделана ограда. Но на боковых фасадах южного флигеля сохранились фрагменты первоначальной архитектуры: высокие одиночные замковые камни над гладкими, без наличников, окнами. Беседка-грот уже в наше время получила современную бетонную лестницу.

Источник: Сергей Штокало. Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков.


Гостиный двор в Пошехонье. Фотограф С.Овсянников, 2005 г


Проект набережной р. Черемухи в Рыбинске (неосуществлен).
Рыбинский музей-заповедник.

Top

 

 

Home

History

Geography

Etymology
Genealogies
Famous persons
Images
Links
Author
Яндекс цитирования  



Copyright © 1996-2007 All Rights Reserved by Viacheslav Pankov


Hosted by uCoz