|| Страницы Паньковых || Pankovs' Pages ||

Добро пожаловать на страницы Паньковых!
You are very welcome to Pankovs' (Pan'kovs') pages!

| Главная | Генеалогия | Исторические данные | Паньковы по городам и регионам | Ссылки | Сайт В.В.Панькова |
| Main page | Genealogy | Histroical data | Pankovs worldwide | Links | V.Pankov's site |

Архитектор Петр Яковлевич Паньков
Architect Petr Yakovlevich Pankov


Ярославль. Фотография автора (В.В.Паньков vpankov@mail.ru)

Ярославский губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков (1770-1843). Архитектор-самоучка. Из ростовских мещан, столяр. Делал модель теплого собора для Ростова (1807). Самостоятельно изучал землемерное дело и архитектуру. В 1819 г. по готовым, частично уже осуществленным проектам решением АХ получил звание художника-архитектора. В 1823-1842 гг.- ярославский губернский архитектор. Автор огромного количества зданий, определивших облик Ярославля и других уездных городов губернии вплоть до наших дней. Среди его наиболее известных построек: Новый гостиный двор в Ярославле (1825-35), губернаторский дом; (1821-23 позднее перестроен), перестройка Демидовского лицея (не сохранился), надстройка звонницы Спасского монастыря. Построил гостиные дворы в Романово-Борисоглебске(не сохранились) и Пошехонье, Крестовоздвиженскую церковь в Рыбинске (не сохранилась), здание пожарной части и каланчи в Рыбинске (1836-40), В Ростове П.Я. Паньков строил Яковлевскую церковь Спасо-Яковлевского монастыря, перестраивал Никольскую и Введенские церкви Авраамиева монастыря, строил здание Гостиного двора (по проекту А.И.Мельникова). Построил первые здания театра в Ярославле и Рыбинске. Был и театральным антрепренером, через несколько лет передав дела в этой сфере жене Елизавете Петровне. Детей у него не было, отец Яков Степанович (умер не ранее 1797) был ростовским плотником и резчиком по дереву.

Источник: Сергей Николаевич Овсянников, Рыбинский музей-заповедник.


Top

В начале XIX столетия наиболее значительные сооружения в Ярославле возводились по индивидуальным проектам. И автором многих из них был местный архитектор Петр Яковлевич Паньков. Специального образования П. Я. Паньков не имел, лишь в 1819 году представил в Академию художеств свои проекты и получил звание художника-архитектора. Многие постройки Ярославля в первые три десятилетия XIX столетия - в период зрелого классицизма — возводились по его чертежам. Главнейшие из них: новый гостиный двор (1813-1818), дом Горяинова (1818), дом губернатора (1819-1820), Мытный рынок (1820—1823), городской театр (1820), фасады Демидовского лицея (1825). Не все эти сооружения сохранились до наших дней. Дом губернатора и городской театр в дальнейшем были перестроены, Мытный рынок и Демидовский лицей — разобраны. В течение 19 лет (1823— 1842) П. Я. Паньков был ярославским губернским архитектором и выполнил много проектов для уездных городов (Ростов, Рыбинск, Пошехонье и др.).

Свободная трактовка классического ордера была отличительной чертой многих русских зодчих, а в данном случае, благодаря художественной интуиции П. Я. Панькова, придала его постройкам своеобразие, индивидуальность.

Самой значительной из сохранившихся построек Панькова является новый гостиный двор. Ансамбль гостиного двора строился пять лет и первоначально состоял из трех зданий: двух боковых корпусов и центральной ротонды.

Боковые корпуса нового гостиного двора представляли собой замкнутые кварталы, застроенные торговыми помещениями с открытой галереей-колоннадой по всему периметру улиц. Центральный павильон в виде полуовала также окружен колоннадой с дополнительным портиком на главном фасаде, расположенном по оси одной из центральных улиц посада, выходившей к бывшей усадьбе дворца наместника (к этому времени уже разобранного) и ориентированной на церковь Ильи Пророка. Эта новая композиционная ось в дополнение к двум лучевым направлениям улиц, расходившихся от Ильинской площади, получила свое развитие при строительстве Паньковым Мытного рын ка, который размещался на месте дворца наместника. В застройке рынка (также имевшего по периметру колоннаду) по центральной оси был ос тавлен просвет, визуально связывающий ротонду гостиного двора с главной доминантой центральной площади - церковью Ильи Пророка . Эта композиция свидетельствует о широком градостроитель ном мышлении П. Я. Панькова, свойственном высокому классицизму. К сожалению, в дальнейшем она была утрачена.

Интересна и своеобразна архитектура и самого гостиного двора. Шес тиколонный портик ротонды завершается невысоким, несколько необычных пропорций фронтоном с гладким тимпаном, над которым возвышается приплюснутый купол с легким ажурным завершением. Пропорции колонн ионического ордера далеки от канона — они очень приземисты и широко расставлены. Для избежания монотонности на протяженном боковом корпусе автор устраивает на углах здания пилоны-арки и двухэтажный ризалит в центральной части с рустованной аркадой по первому этажу и крупным оконным проемом в виде сегмента — на втором. Анало гично был оформлен и южный боковой корпус, но он имел колоннаду тосканского ордера, что, очевидно, явилось следствием его переделки после пожаров.

В композиции епархиального училища чувствуется определенное сходство с фасадом здания Сената и Синода в Петербурге архитектора Росси, в котором также одинаковые портики на главном фасаде и на скругленном углу, ступенчатые аттики с лепниной, рустованный первый этаж и т. д.

Еще одно интересное сооружение П. Я. Панькова — усадьба дома губернатора (Волжская набережная, 23) была возведена в 1820 году. Первоначально усадьба состояла из трехэтажного центрального корпуса с колоннадой и бельведером, двух боковых флигелей, большого сада, выходящего на Ильинскую площадь, и ограды с воротами, украшенными скульптурными львами. Главный корпус имел на дворовом фасаде дугообразный пан дус, спускающийся в сад. Напротив дома на откосе Волжской набережной была устроена беседка-грот с террасой и спусками к Волге.

В 1866 году усадьба подверглась кардинальной перестройке и получила декоративное оформление в духе поздней клас­ сики с насыщенным измельченным штукатурным декором . Тогда же были утрачены северный флигель, ворота со львами, переде­ лана ограда. Но на боковых фасадах южного флигеля сохранились фрагменты первоначальной архитектуры: высо­ кие одиночные замковые камни над гладкими, без наличников, окнами . Беседка-грот уже в наше время получила современную бе­ тонную лестницу.

По материалам http://www.cih.ru/asp/sht10.html


Top

Множество историй и судеб переплелись вокруг старинного дома, где сегодня располагается Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (улица республиканская, 108). Поначалу он задумывался как камерный, а потом, волею новых обитателей, эклектично и странно разросся, поскольку ему на роду было написано стать не столько семейным, сколько учебным "гнездом". Зданию больше 180 лет архитектор. П.Я.Паньков). Изначально здесь строился частный особняк семьи Горяинова, ярославского помещика и дворянина. Дом возводился на протяжении нескольких лет, и к 1818 году он уже стоял на перекрестке Духовской и Никитской улиц (ныне - Республиканской и Салтыкова-Щедрина). Из семьи Горяиновых, для которых строилось это здание, здесь никто не жил. По разным причинам все разъехались. В 1848 году особняк был продан ярославскому дворянству, и властями там был организован Дворянский Клуб. В 1880 году бывший особняк Горяиновых . теперь женскому духовному училищу, которое предназначалось для девочек из семей ярославского духовенства. Его основателем был архиепископ Ярославской и Ростовский Ионафан.

Источник: Кузина Е.А. , студентка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Доклад "Столичная компонента в провинциальной городской среде". Конференция "Столицы и столичность в истории русской культуры". Портал auditorium.ru.


Top

В областном архиве сохранился большой перечень документов, рассказывающих о периодах истории этой главной визитной карточки города. Сегодня, как об общеизвестном факте можно говорить о том, что родоначальником Набережной в 1820 году стал ярославский губернатор Александр Безобразов. Под чьим началом известный архитектор Петр Паньков сначала построил сохранившийся до наших дней губернаторский дом, вокруг которого впоследствии и стала благоустраиваться Набережная. Любопытный факт тех дней: все заходившие в город по Волге суда должны были привозить по кубическому метру камня. Своего булыжника в Ярославле в должном количестве не было. Строилась Набережная долго - около пятнадцати лет. Если начинал ее строительство губернатор Безобразов, то заканчивал другой голова - Полторацкий.

Источник: www.gtk.yar.ru


Top

Ярославль. В 1818 году к городским властям обратился талантливый ярославский архитектор П.Я.Паньков с ходатайством о постройке нового здания театра. Власти поддержали Панькова, отвели место под строительство. Новый театр был открыт в 1819 году. Он полностью принадлежал Панькову. Здание было деревянным, на каменном фундаменте. Это сооружение не сохранилось. Через двадцать лет театр обветшал, стал тесен. Здание купил купец М.Я. Алексеев. Он снес старое сооружение, а на его месте поставил новый каменный театр в 1841 году. Театр имел 74 кресла, около 80 мест за ними, два яруса лож и галерею. Это здание стало одним из лучших и вместительных театров в России.

Источник: http://www.rba.ru/yaroslavl/history.html


Top

СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ РОСТОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
г. Ростов Великий
Яковлевская церковь 1824-1834 гг. (архитектор Паньков).

В 1809 г. ростовский столяр Петр Яковлев сын Паньков (будущий губернский архитектор) выполнил резной иконостас по собственному проекту для нижней зимней церкви. Проект Тихвинской церкви, выполненный в августе 1840 г. губернским архитектором П.Я. Паньковым, был выдержан в стиле классицизма. И, конечно, церковными властями названный проект оказался отвергнут.

Паньков Петр Яковлев (с.) – ростовский столяр, позже Ярославский губернский архитектор, 1809 г. сделал иконостас церкви, располагавшейся в нижнем этаже Рождественского храма, соавтор К.А. Тона в составлении проекта Тихвинской церкви, осуществлял надзор за строительством этого храма.

По материалам http://www.rusarch.ru/melnik2.htm, Мельник А.Г. Ансамбль Ростовского Рождественского монастыря в XVIII–начале XX вв. http://rostmuseum.median.ru.


Top

Рыбинский драматический театр. История. В 1777 дворянами, купцами, зажиточными мещанами в Рыбинске был организован театр. С 1813 сюда стали приезжать труппы из Ярославля и Москвы. В начале XIX века архитектор П.Я.Паньков, построивший театр в Ярославле, спроектировал театр в Рыбинске. С 1825 здесь постоянно выступали профессиональные труппы. В разные годы на рыбинской сцене играли М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов, П.М.Садовский, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов, В.И.Качалов, М.Н.Ермолова, А.А.Яблочкина, А.И.Южин, В.Ф.Комиссаржевская. В 1919 театру было присвоено звание "Показательный театр республики". В 1926 получил название Рабочий театр.

Источник: http://rosteatr.ru/departmental/692/index.html

Top

 

Copyright 1996-2006 All Rights Reserved by Viacheslav Pankov

Яндекс цитирования  

 

 

Hosted by uCoz